Гармония нюансов

Они появились десять лет назад. Не распались, не ушли в «попсу», не разочаровались в своем выборе, не обеднели творческими идеями. В нашем городе они – единственные в своем роде… В майском «Дорогом» – создатели музыкального коллектива «Доктор Джаз».

Когда в репетиционном помещении собирается джазовый коллектив, ты начинаешь понимать важность той самой «гармонии нюансов», которую мы вынесли в заглавие материала. С одной стороны – сам музыкальный материал, полный тонких нюансов, оттенков, переходов. С другой стороны – способность создавать это музыкальное полотно единой командой, когда каждый музыкант существует в гармонии с голосом певицы, с тем, кто играет рядом, со всем коллективом вообще. По своей сути «Доктор Джаз» – это очень разные люди, живущие насыщенной и интересной жизнью. Кто-то из них преподает, кто-то играет классику в филармонии, кто-то параллельно задействован в других музыкальных проектах. Но собравшись вместе, они играют джаз! 

Герои рубрики «Талант» в мае – люди, создавшие «Доктор Джаз»; люди, благодаря которым «Доктор Джаз» стал тем, чем стал, – успешным, по-настоящему востребованным и ангажируемым коллективом. Это художественный руководитель ансамбля Александр Филиппов и вокалистка Наталья Лихошерст

– Как появился «Доктор Джаз»?

Н.Л.: Еще во времена своей учебы в Новосибирске я полюбила джаз. И, естественно, мне хотелось выступать в джазовом ансамбле. Но для такого амбициозного и не прибыльного на первых порах проекта не так просто найти музыкантов. Однажды все «склеилось»: появился Саша и другие ребята, готовые много работать для того, чтобы потом было много работы. Многие мои знакомые отправились петь, что называется, «в рэсторан», поступившись своими музыкальными пристрастиями и польстившись на легкие деньги. Я осталась верна себе, о чем ни разу не пожалела. 

– А когда состоялся первый концерт?

Н.Л.: 17 ноября 2001 года. Репетировали мы перед этим вместе всего пару месяцев. Для начинающего, несыгранного ансамбля это очень мало. Зато теперь, когда в нашей команде мы можем друг на друга положиться, «Доктор Джаз» может сделать новую программу гораздо быстрей! 

– Александр, а как сегодня выглядит рабочий график коллектива «Доктор Джаз»?

А.Ф.: Как сказала Наташа, мы много работали. И теперь у нас много работы! Мы работаем в Иркутске, много ездим на гастроли и по стране, и за рубеж.

– Я знаю, что в штатах вам приходилось играть в Iridium Jazz Club в Нью-Йорке. Это один из лучших джазовых клубов мира!

Н.Л.: Да. Американцы сегодня спокойно воспринимают тот факт, что в России тоже есть качественный джаз и музыканты, достойные таких площадок. И принимают очень хорошо. 

– А какими будут следующие гастроли?

А.Ф.: Нынешним летом мы выступим на джазовом фестивале в Японии. Также снова запланированы гастроли в США.

– Александр, у вас в коллективе работают разные и по возрасту, и по интересам люди. Как вам удается поддерживать творческое равновесие?

А.Ф.: В нашем творчестве много свободы, хотя мы и позиционируем себя как академический коллектив. Академический он, прежде всего, с точки зрения качества исполнения: мы, как музыканты, предъявляем к себе самые высокие требования. При этом у нас нет никакой несвободы ни в репертуаре, ни в самом сотрудничестве музыкантов с нами. Если, скажем, кто-то из ребят уходит или уезжает работать в другой город, мы спокойно отпускаем человека. «Доктор Джаз» в каком-то смысле можно назвать кузницей кадров! (смеется) Мы всегда умели ценить музыкантов – индивидуальность, темперамент каждого из ребят – и при этом делиться с ними своим джазовым опытом. 

– Если говорить о репертуаре, то я попрошу вас рассказать, что же такое «джазовый абонемент».

Н.Л.: Это проект, который придумал Саша. Он делает джаз ближе и понятнее для людей, т.к. каждая программа выстроена концептуально и состоит из музыкальной и познавательной части. На протяжении концерта ведущий довольно много рассказывает о том или ином направлении джаза или о каком-то музыканте. 

А.Ф.: Темы «джазового абонемента» мы прописываем на 10 месяцев вперед. Каждый зритель может выбрать именно то, что интересно ему. Ведь мы любим экспериментировать, делаем программы, которые находятся на границе популярной музыки и джаза. В определенной обработке всем известные композиции звучат по-новому. Так было, например, с программой «Стинг & Свинг».

– Вы, Наташа, любите петь Стинга?

Н.Л.: Я в восторге от его текстов! Естественно, каждый такой творческий эксперимент и расширяет наш исполнительский кругозор, и радует зрителя, который, возможно, был далек от джаза, но познакомился с ним через любимого поп-исполнителя. 

– Наташа, а как вы сохраняете вокальную форму? Многие певцы для этого специально упражняются по нескольку часов в день.

Н.Л.: Главные упражнения – это наша музыка! Мы очень много работаем, я преподаю вокал студентам, а главное – я постоянно нахожусь именно в джазовой стихии. Я пою джаз, слушаю джаз. В этой музыке столько особых, едва уловимых штрихов, которые исполнитель легко может потерять, если вдруг выпадет из этого состояния погруженности. А ведь чем точнее эти нюансы, тем чище стиль, тем ты интересней и профессиональней.

– Александр, город ждет вашего юбилейного концерта. Дайте нашим читателям небольшой анонс!

А.Ф.: Это будет интересно! Вместе с нами будут выступать и танцоры, и мастер игры на хумусе, будет много гостей и потрясающих джазовых вещей. Главная интрига – презентация нашего нового альбома «Дыхание Большого моря» и композиции из этого сборника. 

– Последний вопрос у меня к Наталье. Что вам давал «Доктор Джаз» все эти десять лет и, может быть, дает сегодня? 

Н.Л.: Возможность самореализации как вокалистке – петь любимую музыку, воплощать смелые идеи, работать с классными музыкантами. Джаз для меня – это главное…