Кто у нас играет джаз?

За окном ноябрь. Джазовый сезон в Иркутске открылся не так давно, а вспомнить, заметьте, уже есть что. Визит в наш город Даниила Крамера, братьев Брилей, польского квартета Томаша Шукальского, коллектива Анатолия Берестова, Ренди Брекера с квартетом Бутмана - события немаловажные, даже знаковые.

Концертные площадки, похоже, решили не давать передышки нашей публике, объявив войну все еще процветающей в Иркутске культурной индифферентности. Если так, то идея отличная, и, пока губернаторский симфонический, задумавшись наконец о своем истинном потенциале, берет в руки инициативу  - с одной стороны, джазовики начинают усиленное наступление – с другой. А что, мы не против. Не только потому, что в цепи «работа-дом» появляется что-то еще, а потому, что настоящая музыка – это все-таки большая сила. И было бы не плохо, если бы в Иркутске она еще имела что-то общее с  властью.

 

Яркие музыкальные события несомненно способны менять не только настроение отдельно взятых горожан, но и атмосферу целого города. Похоже, к примеру, что Иркутск джазовый сегодня наконец приходит в заметное движение, внося немалое оживление в умы и сердца людей. Откуда могло возникнуть это ощущение? В череде последних событий хочется на минутку остановиться, оглянуться и подумать о том, чем же интересна сегодня джазовая жизнь в нашем городе? Рядовые ли события происходят сейчас в Иркутске или уже можно наблюдать ряд тенденций, пробовать делать прогнозы? По мнению многих, уход культуры из Иркутска, купеческого по сути города, был бы делом не удивительным да и потерей не великой. Однако вопрос этот, слава богу, остается спорным. И, главное, спорить на эту тему приятно – в процессе укрепляется надежда на лучшее. Заметьте, в Иркутске, не смотря ни на что, рождаются  новые музыкальные коллективы, некоторые из которых мужественно выживают, крепнут в своем стремлении к непрерывному развитию, начинают завязывать важные творческие контакты – вплоть до международных. Иркутск больше не может оставаться в тени, в том числе по причине заметно набирающего в нем обороты джаза.

 

Есть контакт

 

В Иркутске пока еще нет настоящего джазового клуба, но филармония уже имеет в своем штате джазовый коллектив. Когда-то в начале 70-х  легенда советского джаза Леонид Чижик первым из советских джазменов добился права выступать на филармонической сцене, а потому слыл «революционером». Сколько лет своей маленькой революции должен был ждать Иркутск?  Однако же дождался – и результаты, можно сказать, уже на лицо. С тех недавних пор как молодой иркутский коллектив «Доктор джаз» стал гордо называться филармоническим, к их традиционному участию в местных джазовых фестивалях теперь добавились регулярные выступления на местной сцене и в других – пусть пока еще  Российских городах. Не будем забывать, что «отмечаясь» тут и там, ребята отныне не только показывают себя и копят впечатления, но, главным образом, представляют Иркутск. И, надо сказать, делают это достойно. Нынешний год был отмечен для коллектива выступлением в Новосибирской филармонии, где их исполнительскую манеру оценили как очень мягкую, дающую особое, свежее звучание. Речь же шла о программе самых что ни на есть стандартов,  проявить себя в которых нашему коллективу помогла новосибирская вокалистка Наталья Соболева – и великолепным вокалом и редкой своей энергетикой.

 

Ярким и самым, пожалуй, важным творческим событием года стала для команды «Доктор джаз» поездка в Новокузнецк к Анатолию Берестову – продюсеру и музыканту, создателю и бессменному руководителю джаз-клуба «Геликон». В этом клубе уже более двадцати лет проводится самый старый на сегодняшний день российский фестиваль «Джаз у старой крепости» - широко известный, весьма амбициозный и  заслуженно носящий звание международного: за годы его существования в Новокузнецке выступили практически все сколь-либо заметные российские джазмены и немало западных звезд.

Теперь на фестивале побывали и иркутяне. Президент «Геликона» назвал это событие «хорошим и плотным знакомством» и, что было очень приятно, не стал затягивать с ответным визитом в Иркутск.

 

- Мы очень благодарны ребятам из команды «Доктор джаз» за то, что пригласили нас сюда, - признавался Анатолий, обращаясь на концерте 21 октября к иркутским зрителям, - а вам – за то, что бросили все и пришли нас послушать.

 

А бросить все в тот вечер  ради такого однозначно стоило.

То, что показало трио Берестова на сцене иркутской филармонии, ценители джаза, возможно, и не назвали бы чем-то потрясающим, но удовольствий получили – массу, это бесспорно. А как может быть иначе при виде настоящего творчества – самобытного, смелого и умного. В искусстве, какие бы эмоции его не питали, всегда чувствуется мера интеллекта.

 

«Калинушки-малинушки» и Иоганн Себастьян

 

Эксперименты со смешением музыкальных стилей, как заметил со сцены Анатолий Берестов, ни для кого сегодня не новинка. Действительно, они давно являются для нас источником неожиданных возможностей, порождая массу удивительных шедевров, или сходят на уровень музыкальных шуток для столь обожаемых артистами «капустников». Суть в том, что не так важно, «что делать», важно – «как». Берестов, не пожелав превращать концертный вечер в академическую лекцию о стилях, избавил публику от излишних (но, потенциально не безынтересных) комментариев и «предоставил слово» самим композициям.

 

Просто удивительно, сколько музыки может рождаться при минимуме звуков. Нам всегда демонстрировали это наши бессмертные классики, но далеко не все считают нужным учиться у них. Современный и дерзкий Берестов «не гнушается» Бахом, смело шагает по стопам Чайковского и, что самое интересное, не забывает о русском фольклоре. «Тонкая рябина», изящно вплетенная в прелюдию Иоганна Себастьяна, весьма своеобразно преподнесенные иркутским слушателям русские обрядовые песни  - все эти, как выразился Берестов, «калинушки-малинушки» неожиданно органично звучат в исполнении его трио под джазовым соусом. Кажется, в этих  хитрых синтетических интерпретациях одно не только не мешает другому, оно без этого другого грозит утратить смысл.

 

Очевидно, что оригинальный замысел этого маленького, но мощного коллектива, представляющего проект «Сибирская джазовость», смог воплотиться в жизнь благодаря неординарной вокалистке Ольге Юшковой. Лауреатка джазовых фестивалей, обладательница редкого по широте диапазона и очень красивого тембра, Ольга продемонстрировала на иркутской сцене и вкус, и выдумку, и, кажется, большую любовь к русскому народному творчеству. Правда, если трепетной Ольгиной душе в этой программе и было где развернуться, то барабанщику Сергею Кушилкину повезло явно меньше. Невозможность проявить себя в полной мере в рамках такого специфичного проекта могла бы расстроить любого музыканта, но Кушилкин – один из тех профессионалов, которые в любых условиях работают качественно и с отдачей. К тому же Сергей радует поклонников уже одним только своим появлением не сцене. Как, собственно, и коллег.

 

В целом же, всегда приятно видеть, когда музыкантов  ничто не сковывает, но и не «заносит». Когда во время их выступления не чувствуешь рамок, ограничивающих творческое пространство, и в то же время не страдаешь от расплывчивости содержания и формы. Вдумчивость, «способность слышать себя со стороны», «чувствовать воздух» - критериев, как и путей, в джазе немало. По отношению к проекту «Сибирская джазовость», с которым теперь знакомы и мы, можно сказать без премудростей: команда Берестова работает на сцене интересно и «с головой».

 

Гордость без предубеждений

 

Известный всему джазовому сообществу России и множеству зарубежных музыкантов, автор уникальной книги «Романтики джаза», Анатолий Берестов, как выяснилось, получил музыкальное образование… в Иркутске!

 

- Все это происходит благодаря Иркутску, - скромно комментировал концертную программу со сцены нашей филармонии Анатолий. Вспоминая для убедительности о зачетах 25-летней давности на музфаке иркутского пединститута, известный джазмен пробудил в иркутском зрителе не только восхищение, но и чувство гордости за этого талантливого человека. Ну и за наш город, соответственно.

 

Шутят, что благодаря своим личным качествам и организаторским способностям, Берестов и в пустыне смог бы собрать вокруг себя музыкантов и устроить отличный сейшн. Иркутск, конечно, не пустыня, но дополнительная порция здорового энтузиазма нам явно не помешала бы.

Тем более что раскачивать особо уже никого не надо – «Доктор джаз» готов к всевозможным новым проектам и, складывается впечатление, расположил маэстро из Новокузнецка к дальнейшему творческому сотрудничеству. В этом году легкие на подъем «доктора»  репетируют, можно сказать, сидя на чемоданах. Сейчас, вернувшись из Новосибирска, они готовят программу для фестиваля во Владивостоке, куда к 18 ноября наряду с другими музыкантами съедутся легендарные Голощекин, Бутман, Манукян и Брекер.

 

Марш, энтузиасты!

 

Итак, джазовая жизнь в Иркутске еще не бурлит, но, похоже, уже закипает.

Давно понятно: публика для джаза у нас есть. И, что самое главное, есть музыканты – сочетающие желание и умение играть с жаждой экспериментов и с вполне определенными амбициями. Что если благодаря их энтузиазму расширится в нашем городе музыкальное пространство, напитается и станет плодородной творческая почва, с которой, возможно, молодые таланты перестанут рваться прочь из Иркутска. А известные джазмены, напротив, будут все чаще стремиться сюда, к ним - на совместные джемы и прогулки по берегу Байкала.

 

Белова Анна, специально для «Байкальских вестей»